Отрывок из книги: Историко-Статистическое описание Харьковской епархии митрополита Филарета (Гумилевского)

Выварка соли в острожкеСлавянск — в 47 верстах от Изю­ма, в 165 от Харькова, в 40 от Бахмута и в 261 версте от Екатеринославля.

В старые времена назывался То­ром по реке Торцу, или, точнее, по торкам, и Соленым городом — по на­ходящимся здесь соленым озерам, по которым и река Тор иначе называлась Сольницею.

Вместе с тем, как Чугуев избран был главным пунктом охрани­тельного Московского войска против татар, Торское городище, или место, когда-то населенное торками, избра­но было также пунктом русской стра­жи, и здесь поставлен был острожек.

Особенной же причиной тому было то, что здесь был татарский перелаз.

Так видим по царской грамоте 1646 года:

«7155 ноября 3 посланы были Чугуевские Козаки, Пятидесятник Афонька Карнаухов с товарищами, 20 человек на сторожу на Торское городище в Острожском к Татарскому перелазу — и Козак де Афонька Карнаухов с товарищами, не дождався перемены тоя сторожи, покинули Острожек и съехали в Чугуев». Грамота 14 декабря предписывает «бить батоги» самовольных.

В 1650 году здесь уже были соляные заводы:

Чугуевская отписка 1650 года. Замечательна память Белгородского воеводы Чугуевскому: «А 7173 (1665) апреля 6, по указу Царя Великого Князя Алексея Михайловича, память в Чугуев Феодору Никифоровычу Хлопову.

Апреля 5 писал в Белгород Боярину и Воеводе Князю Борису Александровичу Репнину, с Торских озер — Степан Титов, что по указу Великого Государя велено тебе на Торские озера для соленого варенья посылать Чугуевцов по 30 человек,

и ныне де на Торских озерах Чугуевцов у соленого варенья нет и за тем соленое варенье стало, и как сия к тебе память придет и тебе Чугуевцов по наряду 30 человек на Торские озера послать тот час и впредь посылать по тому же наряду всех Нетчиков, одноконечно, без всякого перевода, не дожидаясь на себе за то от Великого Государя опалы».

Скальковский («Соляная промышленность» в Ж.М.В.Д. 1849 года Кн.I) относит начало Торских соляных заводов к 1675 году: это ошибка.

Равно ошибочно относят основание Славянска к 1676 году: описании Азовской губернии. (Зап. Одес. Общ. Ист. Т. 3. С. 299).

В 1654 году жили уже в Торе и черкасы, привлекаемые особенными выгодами соляного промысла.

Отписка Василия Шереметева Чугуевскому воеводе: «В нынешнем 163, сентября 11 (1654) писал ко мне из обоза Гетман Богдан Хмельницкий как он послал с войском до указанного места,

некоторые воришки в Гадяче и Веприке и в иных городах вчяли бунты и многие злости и не хотят с ним вместе против Государева неприятеля идти, бегают в Украинские города и на Торские озера,

и чтобы мне таких воров и своевольников, которые без Его Гетманских листов учнут приезжать в Украинные города, пускать не велеть и в города б о том писать и своевольников велеть имать и вешать, и в неволю брать, и животы их имать на Государя».

По получении известия о сем под Смоленском царь писал: «В Украинные города Черкасов и никаких людей, которые придут из полков Гетмана Богдана Хмельницкого, или с Тору, или с иных городов, не принимать и на вечное житие их не строить».

После опустошения Тора бурею Брюховецкого, черкасы по царскому указу 1676 года построили новую крепость над рекой Тором, довольно обширную. Следы ее и ныне видны.

Грамота 14 октября 1704 года Изюмскому Полковнику Шидловскому: «писал ты: в прошлых де годах до 184 года, за Белогородскую чертою, за рекой Северным Донцем, на Крымской стороне,

у соляных 5 озер соль вваривали приезжие всяких чинов люди Русские и Черкасы наездом (не совсем правда), и стаивали у того промысла обозами.

И в том же де во 184 (1676) году, по указу Отца Нашего Государева, блаженной памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, Всея Великой и Малой и Белой России Самодержца, у тех соляных озер, для опасения от неприятельских людей, построен городок Тор и призваны на житье Черкасы.

И живучи в том городе, служили в твоем Изюмском полку компанейскую службу, а иные де компанейщиком были написаны в подпомощники». и пр. Зап. Одес. Общ. Истор. Т. I. С. 351.

Храмы в черте Торской крепости

Храмы в черте Торской крепости

Ныне в Славянске два храма: соборный Троицкий, недавнего времени, каменный, и такой же древний Воскресенский с приде­лом Святителя Николая.

До 1775 года соборным храмом города Тора был храм во имя Святителя Николая, метрики которого на­чинаются с 1729 года и заканчиваются 1774 годом, годом освя­щения каменной Воскресенской церкви.

В слушании указа 1722 года подписались: «Торской Николаевской церкви Поп Антоний, Торской той же Николаевской церкви Поп Климентий Матфеев (Башинский)».

По другому делу видим, что эти священники по­ступили на место священников Леонтия и Иоанна, скончавших­ся от моровой язвы в 1718 году.

По ведомости 1732 года «Цер­ковь Николая Чудотворца в городе Торе, при ней прихожан 203 двора».

По такому числу прихожан и членов причта, а еще более по известиям о первом острожке и его обывателях, со всею ве­роятностью можем положить, что первый Николаевский храм в Торе построен не позже 1646 года.

В нынешнем Воскресенском храме, в который перенесено все имущество деревянного Николаевского, имеются: евангелие, Л. п., 1670 год; служебные минеи (10 книг), М. п., 1692-1693 годы; слу­жебник, К. п., 1737 год, М. 1739 год; постная триодь, К. п., 1727 год. Это памятники древнего Николаевского храма.

Каменный Воскресенский храм, освященный в 1775 году, построен был преимущественно заботами и иждивением секунд-майора Стефана Сергеевича Таранова-Белозерова.

Помещицей Анной Сухановой обновлен иконостас в Николаевском приде­ле. Надворным советником Иваном Ивановичем Булгаковым, в большом Воскресенском храме обновлен иконостас.

К сему храму штабс-ротмистершей Елизаветой Демидовой, по случаю смерти сына ее Михаила, пожертвованы: гробница для хране­ния запасных Божественных Даров серебряная вызлащенная; Напрестольный Крест серебряный вызлащенный; икона Нерукотворного образа Спасителя (последняя очень древняя — по словам г-жи Демидовой, ей около 300 лет).

В 1826 году, с 4 на 5 января, в Воскресенском храме покоилось тело вечнопамятного государя императора Александра Благосло­венного при следовании из Таганрога в Санкт-Петербург.

Пе­чальная процессия двигалась из Таганрога через Харьков, Курск, Орел, Тулу, Москву. Все ночлеги были в селах или городах, так, чтобы гроб всегда ночевал в церкви. Усердием жителей сооружа­лись великолепные катафалки.

В каждой епархии на границе про­цессию встречали архиерей с духовенством сего уезда и сменяли духовенство предшествующей губернии.

Стол, на котором стоял гроб Его, хранится доселе в сей церкви, и на нем опочивает святая Плащаница.

К сему столу, с правой стороны, 13 августа 1849 года, во время совершения по усопшему императору Преосвященным Фи­ларетом,

Преосвященнейший Филарет. Канонизирован в 2009 г.

Преосвященнейший Филарет. Канонизирован в 2009 г.

епископом Харьковским и Ахтырским, панихиды с соизво­ления Его Преосвященства Пред­седателем Славянского отделения Харьковского Благотворительного Общества,

генерал-майором Васи­лием Панютиным 2-м, привешена большая серебряная медаль, на ко­торой с одной стороны изображен портрет усопшего императора с словами вокруг: «Александр I Бла­гословенный скончался в Таганроге 19 ноября 1825», а на другой стороне — Всевидящее око со словами: «Наш Ангел в небесах».

Медаль сию получил г. Панютин в память того, что он стоял в Цар­ском Селе на часах, при гробе покойного императора.

По актам 1732 года, при Николаевском храме Тора — школа; в го­роде четыре ярмарки — в неделю Фомы, в неделю всех Святых, сентя­бря 20 в день Великого Евстафия, и ноября 21 в день Входа Богороди­цы во храм — каждая в продолжение четырех дней. Так бывает и ныне.
Жители Тора нередко страдали от физических бедствий.

 Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

(требуется)

(требуется)

© 2016