Воскресение Господа нашего Иисуса ХристаПраздник Воскресения Христова называется Пасхою по имени ветхозаветного праздника, установленного в память избавле­ния евреев от египетского рабства.

Сообразно с воспоминаемым в этот праздник событием Воскресения Христова наименование Пасха в Церкви христианской получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу.

«Слово Пасха, — говорит святой Амвросий Медиоланский, — означает прехождение.

Назван же так этот праздник, торжествен­нейший из праздников, в ветхозаветной Церкви — в воспомина­ние исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавле­ния их от рабства, а в Церкви новозаветной — в знамение того, что Сам Сын Божий, чрез Вос­кресение из мертвых, пришел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, освободив и нас от вечныя смерти и работы вражия и даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12)».

В ряду Господских празд­ников праздник Пасхи занима­ет центральное место, а в ряду всех праздников христианских он «столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».

Все Богослужение и церковные обряды этого праздника осо­бенно торжественны и проникнуты одним чувством радости о Вос­кресшем.

Задолго до полуночи верующие в светлых, праздничных одеждах стекаются в храм и благоговейно ожидают наступаю­щего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан.

Перед самой полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносно­го Праздника Воскресения Христова.

Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, которые поутру пошли ко гро­бу, обходят вокруг церкви с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

В это время с высоты колокольни, как с не­бес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возжженными свечами, выражая этим духовную радость Светоно­сного Праздника.

image020obrab

Шествие останавливается у затворенных западных врат хра­ма, как бы у дверей гроба Христва.

И здесь, по обычном возгласе, священник, подобно Ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о Воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

Эта песнь трижды повторяется священ­нослужителями и хором.

Освящение куличей и пасох

Затем предстоятель возглашает стихи древнего пророчест­ва святого царя Давида; «Да воскреснет Бог и расточатся врази его…» — а все люди (хор) в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…»

Наконец предстоятель, держа в руках крест с трехсвечником, движением их начертывает знамение креста против затворенных дверей храма, они отверзаются, и ликующий сонм, как некогда мироносицы к апостолам, входит в церковь, залитую светом всех светильников и лампад, и оглашает ее песнью: «Христос воскресе из мертвых!»

Последующее Богослужение Пасхальной Заутрени состоит из пения канона, составленного святым Иоанном Дамаскиным. Песни этого канона разделяются многократным «Христос вос­кресе из мертвых!».

Во время пения канона священнослужители с крестом и кадилом, в предшествии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фимиамом, и радостно приветствуют всех словами: «Христос воскресе», — на что верующие радостно отве­чают: «Воистину воскресе!»

Неоднократные исхождения священ­нослужителей из алтаря напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам по воскресении.

При конце утрени, после пения: «Друг друга объимем, рцем: братие! И ненавидящим нас простим вся воскресением», — все верующие начинают приветствовать друг друга. Радостное Пас­хальное приветствие напоминает нам то состояние апостолов, в котором они, когда внезапно пронеслась весть о Воскресении Христовом, с изумлением и восторгом говорили друг другу; «Хри­стос воскресе!» и отвечали: «Воистину воскресе!»

Взаимное лобы­зание есть выражение любви и примирения друг с другом, в па­мять всеобщего прощения и примирения нашего с Богом, смертью и Воскресением Иисуса Христа.

Затем читается слово Иоанна Златоуста.

После утрени сразу совершаются Часы и Литургия при отвер­стых Царских Вратах, которые открыты с начала Заутрени и не за­творяются целую неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.

image022obrab

На Литургии читается первое зачало Евангелия Иоанна Богослова, начинающееся словами «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…», — в котором изображается Божественность нашего Искупителя.

Если Литургия совершается собором священников, то Евангелие читается на разных языках, в знак того, что всем народам на земле «изыде вещание» о Господе.

К особым пасхальным обрядам относится благословение артоса, «в честь и славу и воспоминание славного Воскресения» Господа нашего Иисуса Христа. Под именем артоса разумеется просфора с изображением на ней увенчанного тернием креста, как знамения победы Христа над смертью, или с изображением Воскресения Христова.

Слово «артос» — греческое; по переводу на русский язык оно значит «хлеб». Историческое происхождение артоса таково.

image023obrab

Апостолы, привыкшие вкушать трапезу вместе с Воскрес­шим Господом, по Вознесении Его на небо, памятуя Его заветные слова: «Аз с вами во вся дни», ощущали живой верой невидимое присутствие Господа в своих собраниях.

Приступая к трапезе, они оставляли незанятым то место, на котором возлежал с ними Ии­сус Христос, а на столе против того места полагали, как бы для Него, часть хлеба, и каждый раз по окончании трапезы, вознося благодарение Богу, поднимали эту часть хлеба, говоря: «Христос воскресе».

Когда же потом ученики Иисуса Христа разошлись в разные страны для благовествования Евангелия, они, по возможности, старались соблюдать этот обычай: каждый из святых апостолов, в какой бы стране ни находился, в новом обществе последователей Христовых приступая к трапезе, оставлял место и часть хлеба в честь Спасителя, а по окончании трапезы вместе с ними Прослав­лял Воскресшего Господа, возвышая часть хлеба, положенную на память о Нем.

Так сохранился в Церкви этот обычай и через ряд веков дошел до нашего времени. Артос, полагаемый во Святую Пасху в храме пред взорами верующих, должен служить к тако­му же напоминанию невидимого присутствия с нами Воскресшего Господа.

Вместе с тем артос напоминает, что Иисус Христос крестной смертию и воскресением сделался истинным хлебом животным. Такое значение артоса и раскрывается в молитве на его освяще­ние.

Кроме того, в этой молитве священник, призывая благослове­ние Божие на освящаемый артос, просит Господа исцелить всякий недуг и болезнь и подать здравие всем, вкушающим артос.

 Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

(требуется)

(требуется)

 
© 2016