Икона Божией Матери «Неопали­мая Купина» - СлавянскаяИстория написания этой ико­ны связана с началом XIX века.

О ней написано в дореволюционных изданиях, в книгах о чудотворных иконах всей Руси.

История ее начи­нается так… В 1821 — 1822 гг. город страдал от частых пожаров, наво­дивших на жителей ужас.

В 1852 г. была написана икона «Неопалимая Купина».

Она была написана по особенному желанию некой бла­гочестивой старушки Бельницкой, которой во сне было приказание, чтобы жителями была написана икона Божией Матери «Неопали­мая Купина», — и тогда пожары прекратятся.

Бельницкая расска­зала о сне протоиерею Иакову Костичу. Икона была немедленно написана, и после литургии пред нею совершено молебствие.

В тот же день случился новый пожар и была обнаружена поджигатель­ница, малоумная девица Мавра.

Оказалось, что никому в голову не приходило, чтоб она могла решиться на это, но она сама созна­лась.

Жители, в благодарность за прекращение этого страшного бедствия, устроили для иконы киот, а серебро-вызлащенную ризу на икону устроил купец Мисищев. На киоте надпись: «В память 1852 года за спасение города от пожара».

Современный вид иконы украшает деревянный киот, а также множество украшений, принесенных людьми, которых коснулось чудо исцелений, проистекающих от иконы Пресвятой Богороди­цы.

В самой иконе, внизу, находится камень, привезенный па­ломниками с горы Синай, где по преданию пророк Моисей видел куст Неопалимой Купины, который горел и не сгорал.

Подножие горы, по свидетельству очевидцев, все усыпано камнями, внутри которых при разбивании их на две половины является образ ку­ста, что мы и видим на камне, привезенном с той горы. Это явля­ется одним из современных нерукотворных чудес.

Сказание об иконе Божией Матери «Неопалимая Купина»

В основе изображения «Неопалимой Купины» — библейский рассказ о явлении пророку Моисею на горе Хорив (Синай) горя­щей, но не сгорающей купины (куста), истолкованной богослова­ми как прообраз Богоматери.

Сюжет иконы основывается на явлении Бога Саваофа пророку Моисею в горящем кусте (Исх. 3:1-5), переосмысленном как проо­браз воплощения Сына Божиего, и выразился в изображении Богоро­дицы как одного из важнейших ветхозаветных символов Богоматери.

Тот самый неопалимый куст с трудом, но можно увидеть в правой руке Богородицы; там же есть камень, лествица, и гора с Небесным Иеру­салимом, за стенами которого изображен Христос в царской короне.

Здесь использовано сразу несколько ветхозаветных образов, почти все они раскрываются далее в сюжетах, представленных по краям иконы.

О изображении камня и горы: существует икона «Богоматерь — гора нерукосечная» (происходит из того же иконостаса Спасо-Преображенского монастыря, что и показанная ниже икона) это восходит к истолкованию пророком Даниилом сна Навуходоносора (Дан. 2: 27-45), пророчеством Аввакума о горе, с которой «гря­дет Господь» (Лев. 3:3) и псалмами Давида, напр.: «Что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно?» (Пс. 67:17).

Кстати, на свитке у Младенца надпись: «Аз есмь прежде Авраама», что как раз имеет отношение к затронутой нами теме.

Вернемся к иконе «Неопалимая Купина», снова к Соловецкому варианту — как к наиболее четкому и подробному.

Икона Божией Матери «Неопали­мая Купина»

Изображения облаков на мафории Богородицы (и лествица) напоминают нам об Акафисте Пресвя­той Богородице: «Радуйся, покрове миру, ширший облака» (икос 4); «Радуйся, лествица небесная, Еюже сниде Бог, Радуйся, мосте, переводяй сущих от земли на небо» (икос 2).

Аллегорические изображе­ния ветров на ее челе и плечах также восходят к псалмам песнопевца Давида: «Устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шеству­ешь на крыльях ветра» (Пс. 103:3).

В этом же псалме да­лее: «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителя­ми Твоими — огонь пылаю­щий» (Пс. 103:4).

Два перекрещиваю­щиеся ромба образуют восьмиконечную звезду. Именно из-за этой слож­ной графической компози­ции икона отнесена в один ряд с иконой «Всевидящее Око», но символика здесь иная, восходящая, кроме лучей славы, к образу не­сгораемого куста (ромб синего или зеленого цвета).

Естественно, что красный цвет здесь — цвет Божественного огня. Снова наблюдаем смешение двух цве­тов, ассоциирующееся с хвалением «Честнейшая херувим и слав­нейшая без сравнения серафим».

Ангелы, ближайшие к Богородице, — властители стихий (бури, снега, ветра, дождя, огня, молнии, града, тьмы и т.п.). У них в руках обычно изображаются чаши с водой, снегом, градом, разные симво­лические фигурки.

Другой ряд ангелов символизирует собой дары Святаго Духа: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух пре­мудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благоче­стия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгля­ду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела (Ис. 11:1-3). (Этот же сюжет — отрасль от корня Иессеева — на полях иконы).

Если подробнее — Дух Господень коленопреклонен с изобра­жением оплечного Христа в короне, Дух Премудрости — с врата­ми в руках, Дух Разума — рукой указует на венчающую корону, Дух Крепости — с мечом в руке, одет в доспехи, Дух Совета (оза­рения) держит две чаши — с белым и красным огнем; рядом Дух Благоденствия с дарами урожая и Духи Ведения и Благочестия — изображаются внизу, «поближе к земле».

В других иконах встречаются изображения бесплотных сил и святых. В руках архангела Михаила (евр. «кто как Бог») — жезл, Гавриил (сила Божия) держит ветвь, Рафаил (исцеление Божие) — с алавастровым сосудом, Уриил (Бог — мой свет) — с огненным мечом, Салафиил (молитва к Богу) — с кадилом, Варахиил (благо­словение Божие) — с виноградной гроздью. Седьмой архангел — Иегудиил (хвала Божия), а восьмой — Иеремиил (высота Божия).

Сюжеты на полях иконы

Иессей (или древо Иессеево — как родословная Иисуса Христа)…

Пророк Исайя предсказывал о том, что Господь наш Иисус Христос, а также и Пречистая Матерь Его, произойдут от рода Да­видова: «Изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет, и почиет на нем Дух Божий» (Ис. 11:1-2; ср. 53:2).

Под словом «жезл» св. Церковь разумеет Деву Марию. «Тя жезл Исаия именова, от негоже прозябе нам красный цвет Христос Бог» Выражение: «корень Иессеов» (евр.: пень, обрубок), дает мысль об униженном состоянии Давидова рода в то время, когда проис­ходит из него жезл — Дева Мария.

В углах композиции — видения пророков: в левом верхнем — Моисею неопалимой купины в виде Богоматери Знамение в го­рящем кусте… Боговидец Моисей зрел образ Божией Матери в купине горевшей, но не сгоравшей. Купина, объятая огнем, оставалась невредимою: так и Дева, по рождестве Спасителя, не утратила Своего девства.

«Образ чистаго рождества Твоего огнепалимая купина показа неопальная». «Якоже купина не сгараше опаляема: тако Дева родила еси и Дева пребыла еси». Св. Отец Григорий Нисский говорит: «Что там (т. е. в Ветхом Завете) предизображалось пламенем и купиною, то, с течением времени, ясно открылось в тайне Девы; как там купина горит и не сгорает: так и здесь (т. е. в Новом Завете) Дева рождает свет и пребывает нетленна».

По этой причине Св. Церковь именует Богоматерь «неопали­мою купиною», а христианское искусство нередко изображает Ее окруженною огненным сиянием.

В правом верхнем углу — видение Исайе Серафима с горя­щим углем в щипцах… Св. Церковь говорит, что «сей огнь есть не вещественный, но божественный, яко просвещающая во тьме су­щих и к разуму Божественному всех наставляющая.

Разсеяв мрак неверия и распространив свет истиннаго Богознания, Богороди­ца явилась пламенем, наставляющим сущия во тьме, вводящим в высшую жизнь человечество».

Внизу слева — видение Иезекиилю затворенных врат… Про­рок Иезекииль говорит: «обрати мя (Господь) на путь врат святых внешних, зрящих на востоки: и сия бяху затворенна, и рече Го­сподь ко мне: сия врата заключенна будут, и не отверзутся, и никтоже пройдет ими; яко Господь Бог Израилев внидет ими, и будут заключенна» (44:1-3).

Врата, обращенный на восток, которыми проходит один Господь — по толкованию Св. Церкви и св. Отцев — Пречистая Дева Богородица. «Иезекииль Тя дверь зрит заключенну, Дево, еюже пройде Иисус».

«Дверь Божию провиде Тя Пророк, еюже Сам пройде Един, якоже весть, Дево Пречи­стая». «Яко виде Тя древле, Чистая, Пренепорочная, Пророк врата зрящая к свету незаходимому, абие Тя позна Божие жи­лище».

Под образом этих врат, пребывших заключенными до прошествия и по прошествии ими Господа, разумеется приснодевство Богоматери; причину же того, что они обращены на восток, надобно видеть в назначении их для входа Госпо­да Иисуса Христа, который называется в Св. Писании «вос­током».

«Ныне устроены — говорит св. Иоанн Дамаскин — святыя врата со стороны востока, чрез который Христос внидет и изыдет — и врата сии будут заключенные.

Внизу справа — видение Иакову лествицы с ангелами. На пути в Месопотамию, в Вефиле, патриарх Иаков имел таинствен­ное видение, в котором показана ему лествица, утверждавшаяся на земле и верхом своим достигавшая неба (Быт. 28, 12).

Эта ле­ствица изображала Пресвятую Деву. «Радуйся, — поет Ей св. Цер­ковь, — лествице высокая, юже Иаков виде». «Тебе мысленную и одушевленную лествицу, на нейже Бог наш утвердися, еюже к небеси обретохом восхождение, песньми, Богородице, величаем».

И в других местах св. Церковь называет Богородицу «лествицею, возвысившею всех от земли благодатию, — лествицею небесною, еюже сниде Бог».

«Господь, — говорит св. Иоанн Дамаскин, — со­орудил Себе одушевленную лествицу, которой основание утвер­ждено на земле, а верх касается самаго неба и на которой утвер­ждается Бог.

Лествица духовная, т. е. Дева, утверждена на земле: потому что Она родилась на земли; глава Ея касалась неба: пото­му что глава Ея был Бог и Отец.

Ангелы на лествице восходят и низходят, потому что в молитвах неусыпающая Богородица велит Ангелам, да с Нею вместе непрестанно помогают людем и восходя возносят к Богу молитвы молящихся, а низходя приносят от Бога людем помощь и дарования».

Внизу иконы изображается сцена погребения пророка Моисея.

«И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня (Втор. 34:5-6).

Согласно Мф. 23:29, поклонение мертвым суть язычество. Бог намеренно оставил могилу Моисея неизвестной. Иисус тоже хо­чет, чтобы Его Церковь больше внимания уделяла живым людям, служению во славу Царства Божьего и воскресению из мертвых.

Празднование этому образу Божией Матери установлено 4 сентября по старому стилю (17 сентября по новому стилю) ради памяти святого пророка и Боговидца Моисея, удостоившегося в купине горящей и несгораемой провидеть спасение рода челове­ческого Сыном Божиим, неопально воплотившимся от Пречистой Девы и цело сохранившим Ее приснодевство.

 Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

(требуется)

(требуется)

© 2016